Председатель Регионального Совета, Неменко Александр Валериевич, +79788461200, avnemenko@yandex.ru

Батарея № 8 (№35) недостроенная царская батарея № 25


Батарея № 8 (№35) недостроенная царская батарея № 25

25-я(35-я) батарея береговой обороны

   24 августа 1925 года была начата достройка 4-х орудийной 12 дюймовой батареи N 25, получившей новый номер 7 (впоследствии 35). До этого времени батарея была достроена лишь на 50%.    Строительство этой царской батареи, которое было начато еще в 1914году, поначалу шло ударными темпами. Однако, с введением в строй черноморских дредноутов, типа "Императрица Мария" темпы строительства резко снизились. Были вырыты котлованы, залиты полы и забетонированы стены сооружений батареи.

Советским инженерам после революции предстояло создать заново механическую часть батареи и завершить бетонные работы. Технический проект батареи разработал В.В. Выставкин, рабочие чертежи разрабатывались группой инженеров под руководством Г.Н Колокольцева, проект двух командных пунктов с подземной потерной к ним, был выполнен инженером А.И.Васильковым. Проект батареи был переработан с учетом современных требований и  получился удачным. При строительстве батареи использовали только технический проект, рабочая документация разрабатывалась только на сложные узлы, и до настоящего времени почти не сохранилась.

Вторая башня находилась несколько дальше от берега и несколько выше первой. Это давало возможность вести огонь по целям при меньших углах возвышения. При этом башни не закрывали друг другу сектор огня и имели возможность кругового обстрела. Батарея должна была выдержать 3 попадания 405мм снаряда в одну точку, перекрытия должны были выдержать попадание трех двухтонных бомб в одну точку, должна была быть обеспечена защита л/с от химического оружия. Батарея имела свой комплекс жизнеобеспечения: электростанцию, водопровод, пар, канализация, радиосвязь.

Гидроизоляция и герметизация блоков была выполнена битумом. Интересно был решен вопрос химзащиты батареи. Вход в каземат второй башни являлся также и главным входом батареи. Он был защищен сквозником, с постоянно закрытыми герметичными бронированными дверями, которые открывались только для приема боеприпасов. Вход персонала батареи осуществлялся через тамбур газоубежища с санпропускником. Для полного исключения возможности попадания отравляющих веществ, внутри поддерживался подпор воздуха. Воздух забирался через угольные фильтра, и вентиляторами подавался внутрь, с избыточным давлением. Блок первой башни не располагал своим отдельным входом, а был связан с блоком второй башни подземным ходом, который был соединен с помещениями центра связи батареи. Как запасной выход из блока башни №1 могла использоваться потерна с фильтро-вентиляционным оборудованием, которая выходила из нижнего этажа блока и заканчивалась в обрыве берега. Подземный комплекс включал в себя: укрытия личного состава, склады, баню, клуб, электрифицированный камбуз, лазарет. Все внутренние помещения были разделены бронированными дверями толщиной 15-30 мм. Водоснабжение шло по двум вводам из внешних систем, кроме того, батарея имела собственный подземный водозабор из скважины. Бетонирование основного блока, представлявшего собой целый подземный город, шло круглосуточно, без перерыва в течении 5 дней.

Массив каждой башни имел длину 100 и ширину 50 метров. Железобетонное покрытие лежало на прочных стальных фермах из швеллеров толщиной 30 см, стоящих вплотную друг к другу и перекрытых слоем асфальтовой массы толщиной 20 см. Назначение последней - защита внутренних помещений от влаги и предотвращении отколов с внутренней стороны при распространении взрывной волны от попаданий. В блоке каждой башни располагались 2 снарядных и 2 зарядных погреба (каждый длиной 20 и шириной 4,5 метра). Вместимость каждого снарядного погреба 201 снарядов, Зарядного - 402 полузаряда. Зарядный погреб, для обеспечения нужного климатического режима хранения пороха, был снабжен самопишущими приборами для измерения температуры и влажности воздуха.

   Все сервомеханизмы привода башни и вертикальной наводки были электрическими. Для подачи снарядов из погребов к транспортеру помещение было оборудовано электрическими подъемниками, кранами и монорельсом с вагонетками. После каждого выстрела производилась продувка сжатым воздухом, пневматическим же был привод механизмов очистки ствола. Скорострельность батареи - 2 залпа в минуту. Стволы орудий батареи были не лейнированными, поэтому, после расстрела их ресурса (каждый ствол был рассчитан всего на 200 выстрелов) необходимо было производить замену всего ствола весом около 50 тонн. Для проведения этой операции к батарее были подведены железнодорожные пути стандартной колеи, а в 1,5 км от батареи было оборудовано убежище для штатного 55 тонного железнодорожного крана. Убежище располагалось под дорожным полотном, ведущим к батарее, и в перестроенном виде, частично сохранилось до сих пор.

   Обеспечение электроэнергией осуществлялось за счет двух автономных кабельных вводов, а на случай их выхода из строя были предусмотрены собственные дизель-генераторы, с запасом горюче-смазочных материалов в казематах-цистернах. Имелись два специальных подземных, запасных выходов к берегу моря. Подземные тоннели в скале прокладывались с применением подрывов породы и сверлильных станков.

Для выполнения строительных работ было завербовано более 10 000 человек. В кратчайшие сроки на батарее были завершены бетонные работы, и начался монтаж стальных конструкций. Батарея была вооружена двумя новыми 305-мм двух орудийными башенными установками "МБ-2-12", спроектированными и изготовленными на Ленинградском Металлическом заводе (орудийные станки и часть механизмов были использованы готовые - снятые из башен линкора "Полтава" Балтийского флота). Вес снаряда - 471 кг, дальность стрельбы - до 42км. Каждая башня, весом около тысячи тонн, имела два 305 мм орудия. Общая высота башен была 9 метров, но над грунтом они выступали всего на 2 метра. Диаметр башни составлял 11,3 метра. Башня вращалась на шаровом и роликовом погоне. Фактически это был огромный шарикоподшипник с диаметром шаров 152мм. Вес башни достигал 1000 тонн, из них примерно 300т. составлял вес брони. Диаметр погона башни 10,2 метра, а высота башни - 2,25 метра. Бортовая броня (толщиной 300мм) была устроена из 12-ти выгнутых по конусной поверхности листов соединенных по схеме "ласточкин хвост".

Крыша башни толщиной 200 мм состояла из 6-ти бронелистов, соединенных болтами с боковыми плитами при помощи уголков и стальных фасонных балок. На крышу башни были выведены три бронированных перископа. Численность боевого расчета каждой башни составляла 54 человека. Еще около 100 человек (электрики, механики и.т.д.) находились в обслуге батареи. Управление огнем производилось с двух КП - главного и запасного. Влево и вправо 450 м севернее и 200 м южнее блоков располагались командные посты с бронированными боевыми рубками и открытыми двориками для дальномеров. Два пункта управления, основной (справа), и резервный КП (слева), имели по 4 уровня, и находились на удалении 200 и 450 метров от орудийных башен соответственно. Такой разнос был необходим, чтобы не нарушать точность целеуказаний, когда при стрельбе от сотрясения земли, могли вноситься погрешности в расчеты. Каждый из них имел башню с 406 мм бронированием, они были оборудованы шестиметровым дальномером Цейса. Каждый пост имел даже свою автономную электростанцию мощностью 25 кВт. В качестве командно-дальномерного поста использовали боевую рубку недостроенного линейного корабля типа "Измаил". Её броневые конструкции изготавливались ещё до революции на Мариупольском заводе. 380-тонный цилиндр диаметром 3,6метра из 400-мм крупповской брони был способен выдержать прямые попадания тяжелых снарядов. С артиллерийскими блоками КП были связаны ходами, проложенными на глубине 20метров через скальный массив. Потерна основного КП имела ответвление, которое вело к обрывистому берегу и служило одновременно для прокладки труб канализации и дренажа, а также, в качестве запасного выхода.

   Обе потерны к постам имели вертикальные вентиляционные шахты, так же служившие запасными выходами (в настоящее время забросаны камнями). Подземной потерной оба КП соединялись с основным массивом батареи, подземные потерны имели запасной выход на берег моря. Для корректировки огня батарея имела шесть выносных целеуказательных постов.

 Посты располагались на мысе Лукулл, в устьях рек Альмы (район усть-Альминмкого городища), Качи (сохранился до настоящего времени), на мысах Херсонес и Фиолент, а также над западным берегом Балаклавской бухты (высота Кая-Баш на массиве бывшей 21-й батареи).

Посты представляли собой отдельно стоящие полуподземные сооружения с казематом, открытой площадкой и пристроенной долговременной огневой точкой. Один из таких постов, в неперестроенном состоянии, сохранился в устье р. Кача на берегу моря, в 2км от пос. Кача (в 150м от взорванного дота №76). Аналогичный пост сохранился и на высоте Кая-Баш над совр. пос. Флотское (Карань).

   Для доставки и складирования боеприпасов имелась специальная транспортная система. Снаряды и полузаряды в картузах доставлялись баржами к причалу в бухте Казачья (примерно в 1.5 км от батареи), перегружались на грузовики и подвозились ко входу батареи, откуда боеприпасы на вагонетках передавались в погреба боезапаса. Городок батареи располагался довольно далеко от основного массива (около 2 км.) в старом земляном укреплении линии Камьеж. От городка к батарее была проложена дорога. При постройке батареи учли опыт прошедшей войны, и она была оснащена продуманной системой противовоздушной обороны.

 Кроме собственных средств ПВО и противодесантной обороны батарею прикрывали три стационарных зенитных батареи 61-го ЗенАП: 

- четырехорудийная 76,2мм батарея № 73, расположенная в районе городка батареи.

- четырехорудийная 76,2мм батарея № 75, расположенная в районе Камышовой бухты

- четырехорудийная 76,2мм батарея № 74, расположенная в районе совр. парка Победы