Председатель Регионального Совета, Неменко Александр Валериевич, +79788461200, avnemenko@yandex.ru


Батарея № 1 (№10)

 Изначально, батарея из двух 6дм   орудий была деревоземляной и располагалась в районе м.Лукулл. До настоящего времени на местности прослеживаются остатки земляных двориков и КП батареи . В 1927 году батарея была перенесена на левый берег р.Кача, где началось строительство новой береговой батареи №1, которая в 1932 году получила новый номер 10, под которым она вошла в историю севастопольской обороны.  

 Батарея по-своему уникальна. Во-первых, это самая северная батарея, участвовавшая в обороне Севастополя. (Не считая 54-й, возле Николаевки, но та находится далеко за городской чертой и была построена уже после начала войны). Она была одной из первых береговых батарей, построенных в Севастополе при Советской власти. Проект батареи совершенно нетипичен для Севастополя, однако при строительстве батареи были использованы детали, изготавливавшиеся для дореволюционных батарей.

   Позиции батареи находится на глинистом обрыве, на берегу моря, который интенсивно разрушается с одной стороны, и интенсивно застраивается "дачниками" с другой. Расположена она сразу за дачным поселком "Вязовая роща" (СТ "Мираж"), который находится в районе устья реки Кача, с левой стороны.

   Батарея была нзакончена в 1927 году. Автором проекта был бывший царский офицер-артиллерист А.И. Васильков, будущий строитель 35-й батареи. Она была оснащена четыремя 203 мм (8") корабельными орудиями длиной 50 калибров, снятыми с броненосца "Евстафий". Орудия были казематными, наводились и обслуживались вручную. Учитывая большой вес зарядов и снарядов этого орудия, это явилось большим недостатком, существенно влияющим на скорострельность орудия.

Изначально эти орудия проектировались и использовались, как чисто морские. Но история распорядилась иначе. В результате Первой мировой и Гражданской войн вся береговая оборона Черного моря была разрушена. Прекратилось производство морских и береговых орудий. Единственным источником укрепления береговой обороны стало использование артиллерии с устаревших и выведенных из боевого состава кораблей. В 1921 г. весь корабельный состав был подвергнут тщательной проверке. Устаревшие и требующие большого ремонта корабли были исключены из списков флота. 2 июля 1924 г. было принято постановление Совета труда и обороны (СТО) N 87 "Об учете и реализации судов Морведа". Пункт 27-а постановления определял список судов Морведа, подлежащих передаче комиссии Госфондов при СТО (Совет Труда и Обороны) для реализации, то есть для продажи на металлолом. Согласно постановлению передаче комиссии СТО подлежали линкоры: "Андрей Первозванный", "Республика", "Гражданин", "Иоанн Златоуст", "Евстафий", "Пантелеймон", "Чесма"; крейсера: "Рюрик", "Баян", "Адмирал Макаров", "Диана", "Громобой", "Россия". Вся снимаемая при разборке судов артиллерия с принадлежностью и запасными частями передавалась Артиллерийскому управлению для использования в береговой обороне. Севастопольский морской завод в 1924-1925 гг. с разбираемых кораблей ("Евстафий", "Иоанн Златоуст", "Пантелеймон") передал в распоряжение АУ РККА, 8 203 мм установок на станках Металлического завода. 4 из них с броненосца «Евстафий» ( № орудий 1489, 1499, 1487, 1495) и составили материальную базу батареи. Дальномер для батареи был так же снят с этого броненосца.    

   Лафет орудия был прикрыт броневым щитом, изготовленным в Севастополе на Морском заводе, поэтому батарею называют в исторической литературе бронелафетной. Реально батарея была практически открытой, т.н. временная позиция. Орудия установили в 4 неглубоких (1,2 м) орудийных двориках, соединенных между собой траншеей, и с 4 погребами. Доставка боеприпаса из погребов к орудиям осуществлялась по узкоколейке посредством ручной тяги, с шириной колеи 50см, проложенной по дну траншеи. Узкоколейка была взята на Северной стороне Севастополя. Ранее по ней производилась доставка боезапаса от Нахимовских погребов к батареям Северной группы приморского фронта №1-7. Командный пункт батареи был перекрыт двумя стандартными бронекозырьками дальномерных павильонов дореволюционного образца.

   Погреба полуподземные, сложенные из бута на глине (!), с бетонной крышей. Разделены на 2 части. В одной хранились заряды во второй снаряды к орудиям. Снаряды и заряды первых выстрелов размещались в стенках рва в специальных нишах возле орудий. Тележки для перевозки боезапаса по траншее входили в помещение погреба через специальные проемы в стене погреба. К берегу моря на правом фланге вынесен наблюдательный пункт (в настоящее время обрушившийся в море). На левом фланге батареи расположен дальномерный дворик и двухэтажный командный пункт. Сейчас от него сохранились лишь развалины. Металлические козырьки были выдраны любителями металлолома. За батареей находились: казармы личного состава, ремонтное депо для тележек подачи боезапаса, склад ГСМ, механическая мастерская. Въезд на батарею был со стороны Качинского шоссе, сохранились руины КПП и гаражи для техники. Позиции батареи были окружены двойным рядом колючей проволоки.

Батарея №10 вошла в состав первого 1 отдельного артдивизиона береговой обороны и участвовала в отражении первого и частично второго штурма Севастополя немецкими войсками.

   Во время первого штурма батарея стала ядром обороны 4-го сектора. От немецкой авиации ее надежно прикрывали две зенитные батареи, одна из них на стационарной позиции - тн.н. форт ПВО. 2 ноября 1941г., в связи с тем, что командующим флотом, было принято решение эвакуировать части ЧФ на Кавказ, 80-я зенитная батарея снимается со своих позиций. Однако, в связи с отменой решения об эвакуации из Севастополя, батарея осталась в городе,  и заняла позиции  южнее. Вместо 80-й ЗБ, рядом с 10-й размещается 218-я зенитная батарея ст.л-та Попирайко, однако в связи с переброской 218-й батареи на Кавказ, 10-я батарея к концу ноября остается вообще без зенитного прикрытия. Это привело к тому, что действиями немецкой авиации и дальнобойной артиллерии большая часть орудий батареи была выведена из строя. 15 декабря во время комбинированного авиационного и артиллерийского налета, на батарее воспламенились заряды, и  три орудия батареи были выведены из строя. Батарея сражалась до 22 декабря, ведя огонь единственным уцелевшим орудием.

   В связи с создавшейся сложной обстановкой в долине р. Бельбек, 22 декабря 1941 было решено отвести войска на новый рубеж обороны. Отвод означал ликвидацию 10-й береговой батареи. К этому времени большая часть личного состава во главе с командиром батареи М.В.Матушенко перешла в морскую пехоту.

Орудия были взорваны, и личный состав отошел к Севастополю.   Два орудия батареи были восстановлены немцами, и вели огонь по Севастополю. В результате рейда разведгруппы ЧФ в тыл противника, батарея была полностью выведена из строя.

От батареи до настоящего времени сохранилось четыре орудийных дворика, дальномерный пост.Из поргебов боезапаса - один взорван, один дошел практически в целом виде, два были перестроены после войны под учебные классы, в настоящий момент разрушены охотниками за металлом.  Двухэтажный КП батареи разрушен. После войны, на территории бывшей батареи находились различные воинские части - сначала позиции береговых и зенитных батарей, от них сохранились орудийные дворики. В 80-х годах к югу от позиции были размещены стартовые комплексы ракет С-200 (потом С-300), со всей инфраструктурой но в 1997 году они были брошены и разграблены. На батарее с 1960-х годов находился батальон радиоэлектронной борьбы, огневая позиция до сих пор используется как антенное поле.

Рядом с батареей, возле жилых домов находится братская могила личного состава БС-10, погибших в декабре 1941 года. Памятник построен силами военных, открыт в 1965 году.