Председатель Регионального Совета, Неменко Александр Валериевич, +79788461200, avnemenko@yandex.ru

Установлен памятный знак на месте гибели самолета ИЛ-2

21.06.2018

Установлен памятный знак на месте гибели самолета ИЛ-2

17 июня усилиями поисковиков Севастопольских отрядов «Защитник Отечества» и «Азимут» установлен памятный знак на месте падения штурмовика ИЛ-2, погибшего при освобождении Севастополя 24.04.1944 г.

Предыстория:

В один из теплых сентябрьских дней 2016 года, группа поисковиков, как обычно тщательно прочесывала горно-лесистый район Дуванкойского опорного пункта, что находится на подступах к Севастополю. До полудня, поиск не давал ни каких более или менее продуктивных результатов, из под лопат то и дело появлялось довольно обычное для этих мест «эхо давней войны»: осколки, патроны, всевозможные обезображенные куски железа и фрагменты различного военного имущества.

Уже после полудня, группа поисковиков зависла на склонах небольшого оврага густо поросшего кизилом, что-то старательно "выпикивая". На этом склоне обильно стали попадаться рваные куски дюраля, всевозможные трубки, хомуты, гайки и прочие запчасти, говорящие, что где-то в этом месте упал если не целиком, то наверняка какая-то часть самолета. Через какое-то время, образовалась большая куча обломков, в которой стали тщательно выискивать приметные части и детали, в том числе с технологическими номерами, что б выяснить, что за машина погибла на этом месте.

Приборы разрывались на обилие цветных металлов. В некоторых местах приходилось просто, выключив мд, снимать слой за слоем почву, дабы не пропустить детали, узлы и агрегаты лежащие сплошным "ковром" под тонким слоем дерна. В какой то момент, стали попадаться железные звенья ленты от авиапушки «ВЯ-23», а затем и сами искореженные боеприпасы, на гильзах которых удалось прочитать маркировку - 43 год. Картина начинала немного проясняться, было сделано предположение, что, с большой долей вероятности, обломки принадлежат штурмовику ИЛ-2, погибшему в 1944 году в период освобождения Севастополя.

Час за часом поисковики пытались найти хоть какие ни будь части, на которых мог быть выбит заветный номер двигателя. Удача, как им это тогда казалось, от них отвернулась. Под лопатой то и дело оказывались гайки, болтики, хомуты, обрывки шлангов и патрубков, небольшие куски обшивки, нашлась и часть бронеспинки кресла пилота и прочие неведомые куски некогда грозной боевой машины. Но ближе к вечеру, все же удалось найти шильдик с цифрами.

Тут же, к поиску подключились поисковики с материка, которые не раз помогали по найденным обломкам самолётов, идентифицировать и машины, и их славные экипажи. Сначала было получено подтверждение версии, что это действительно штурмовик ИЛ-2, далее спецы начали "вытягивать" всю возможную информацию по обнаруженной шильде. Номер с шильды помог установить что наш штурмовик был собран на заводе №1 в г. Куйбышево (ныне Самара).

Справаочно:

«Еще до первой мировой войны одним из первых заводов, строивших самолеты в России, был московский велосипедный завод «Дукс». После революции для создания Красного Воздушного флота завод «Дукс» полностью переключился на самолетостроение и получил наименование Государственный авиационный завод №1. Завод специализировался на выпуске самолетов-истребителей и легких разведчиков. До Великой отечественной войны завод выпускал самолёты И-1, И-2, И-3, И-15, И-150, И-190, Р-1, Р-5, МиГ-3. Летом 1941 года завод был эвакуирован в город Куйбышев (ныне - Самара) и 8 октября того же года вступил в строй. Во время Великой отечественной войны заводом выпущено 11863 самолетов ИЛ-2 (из более чем 36 тысяч выпущенных в СССР), 1225 самолетов ИЛ-10, 3122 самолета "МиГ-3 (примерно по 15 самолетов в сутки).»

Работая по номеру с шильды начали всплывать дополнительные данные. Близкие номера относительно номера на шильды на 1.04.1944 г. были в 8 Воздушной Армии, в составе 7 ШАК. Не зная, на тот момент, номер двигателя, оставалось только догадываться, в каком именно полку воевал самолёт.

Параллельно с поиском информации по номеру шильды, начали просматривать журналы боевых действий, где есть описания самолетовылетов 8 Воздушной Армии на штурмовку противника при освобождении Севастополя. Но объективно понимали, что не имея на руках номера двигателя, о судьбе экипажа этой машины мы, увы, не узнаем ничего.

Оставалось два варианта - продолжать отмывать обломки, и второй более верный - выезжать снова на место и искать номер мотора. В те дни мы так же задавались вопросом - где останки экипажа? Ни парашютной системы, ни фрагментов скелета, не личных вещей экипажа, ни чего подобного на месте падения обнаружено не было.

На следующий день на обломках был обнаружен новый номер, к огромному восторгу поисковиков, через несколько часов, добавился вердикт специалистов - это действительно номер двигателя найденного ИЛ-2. И пошло-поехало: 

503 ШАП 206 ШАД 7 ШАК. В этот полк не позднее 14.03.1944 г. поступил мотор №256495 и был установлен на ИЛ-2 №8827, хвостовой №12 из 2 АЭ.
Приказом по полку от 21.05.1944 г. самолет ИЛ-2 (2-х местный) №8827, с мотором №256495 по заключению старшего инженера 206 ШАД подлежит списанию, исключить из боевого состава полка. Основание: Инспекторское свидетельство №7.

И далее: "В оперсводках 206 ШАД не встретил этого самолета. В оперсводках полка 23.04.1944 г. НБЗ сразу три самолета из списка в 5 самолетов и моторов от 12.05.1944 г. Все экипажи вернулись.

В оперсводке за 24.04.1944 г.: не вернувшийся с боевого задания 23.04.1944 г. экипаж №8827, летчик младший лейтенант Александров, стрелок рядовой Уваров, прибыл в свою часть.

По докладу летчика: при атаке целей был подбит зенитной артиллерией противника (попадание в мотор). Бензин и антифриз... Развернуться на 90 градусов не смог, т.к. заклинило руль поворота, шел курсом 360 градусов по территории противника. Мотор заклинил, произвел вынужденную посадку в ...5 (0,5, 1,5, ..15, 25??!!) км юго-зап Бельбек в горах с убранными шасси. При посадке самолет разбит, летчик получил ушиб, воздушный стрелок тяжелый.

В оперсводке за 23.04.1944 г. несколько целей: район совхоза №10, дорога западнее х. Джаншиев, южнее 6 Верста, аэродром Херсонес. Всего было 5 вылетов групп, в какой из них были потери не указано. Аэродром базирования 503 ШАП Саи. По базированию 503 ШАП на 23.04.1944 г. В тексте - Саи, на карте - свх. Сай/Сая? ныне Сизовка, 32 км к с-в от г.Саки.

К нашей радости, экипаж выжил и продолжил свой славный боевой путь.

Лётчик - Александров Дмитрий Александрович, 1921 г. р. Смоленская область, Гжатский район, Молоченовский с/с, д. Рябинки. Призван Гжатским РВК Смоленской области. Орден ОВ от 27.10.1944 г. и Орден Красной Звезды от 07.06.1945 г.

Стрелок - Уваров Владимир Петрович, 1923 г. р. Пензенская область, Лунинский район, с. Липяги. Призван в 1942 г. Лунинским РВК Пензенской области. Орден Красной Звезды.

На момент крушения машины, оба были молоды и родились, что называется, в «рубашках».

Вот и раскрыт еще один маленький эпизод огромной войны.