Председатель Регионального Совета, Неменко Александр Валериевич, +79788461200, avnemenko@yandex.ru

Создание "Зимних батарей"


Создание "Зимних батарей"

 День 12-го ноября 1941г. стал черным днем для Черноморского флота. Мощным ударом немецких пикировщиков Ю-87 (эскадры StG77) были разрушены цеха и док завода №201, потоплены несколько боевых кораблей, стоявших в ремонте, потоплен крейсер «Червона Украина», стоявший у Графской пристани. Обычно, этот день считается датой рождения береговых батарей, которые получили прозвище «зимние».

Но это не совсем так. История началась гораздо раньше. .Документы говорят о том, что на момент потопления крейсера, уже шли работы по установке временной батареи на Малаховом кургане.  История этих батарей началась 30 сентября 1941 года, когда  только что построенный эсминец "Совершенный" вышел из Севастополя на мерную милю в районе Херсонесского маяка для проведения приемо-сдаточных испытаний. Эсминец легко развил скорость в 36 узлов, все механизмы работали исправно, но в 16.42 эсминец наскочил на мину советского же оборонительного заграждения. Ночью его отбуксировали на мелкое место в Казачьей бухте, а утром 1 октября туда прибыл буксир СП-14, доставивший два 85-тонных понтона. Их подвели под корпус эсминца, и затем поврежденный корабль отбуксировали в Севастополь. 2 октября "Совершенный" завели в плавучий док для заделки пробоин, а 26-го октября перевели в западный док завода №201. Водоотливные средства дока были повреждены, рабочих рук не хватало, и эсминец ждал своей очереди на ремонт. В конце октября команда была снята с эсминца, и направлена в морпехоту, на борту оставалась небольшая команда из специалистов электромеханической боевой части и артиллеристов, под командованием капитан-лейтенанта А.П.Матюхина.

Орудия с поврежденного эсминца снимали 20-ти тонным неповоротным плавучим краном, поэтому снять смогли только два орудия с кормовой оконечности. Снимали достаточно рискованно, вылета крана не хватало, а ближе он подойти не мог. Из воспоминаний А.А.Алексеева: «Наконец орудие застроплено «Вира помалу!» слышим команду Федорченко. В голове проносится мысль: «выдержат троса или нет?» Но тут же себя успокаиваю. Заскрипели, натянулись троса. Все застыли в ожидании. Не успел поделиться с Матюхиным опасениями, орудие наклонилось, сорвалось с болтов и стремительно скользнуло по наклонной палубе, ломая вентиляционные грибки, леерные стойки и другое верхнее-палубное оборудование. Вдруг орудие, сорвавшис с борта тонет воде вместе со стропами. «Ну все!» Промелькнуло в голове. Проходит минута, две, три, … пока орудие показалось из воды. По веселому выражению лица Федорченко, я понял, что все в порядке. Через пять минут орудие установили на сани, заранее поданные к доку »

Из той же рукописи: «Сейчас трудно представить, что тяжелые многотонные орудия транспортировались на деревянных санях с железными полозьями… Когда второе орудие оказалось поставленным на сани, караван двинулся в путь. Оставалось снять всего одно 130мм орудие, остальные пушки уже стояли на набережной артмастерской…. Мощные гусеничные трактора «Сталинец» потянули орудия по Корабельной стороне на Малахов курган, рядом усталой походкой идут рабочие и краснофлотцы. В некоторых местах путь преграждали ямы и воронки, тогда брали ломы, кирки и лопаты и расчищали дорогу. Вперед, метров 300 показался поворот на Малахов курган, но узкие ворота не давали возможности протащить орудия, тогда был найден другой выход. В каменной ограде сделали проем, через который и потащили сани с орудиями». Пушки ставились на деревянные основания, и, самое удивительное, что делалось это все вручную. Орудия, массой 12тонн, устанавливали с помощью цепных талей.  Работы эти велись, если верить воспоминаниям, с 28 октября по 8 ноября 1941г. 3-го ноября 1941г. был произведен пробный отстрел орудий батареи на Малаховом кургане.

Сразу же после установки двух орудий «Совершенного» на Малаховом кургане, была поставлена задача: перевезти и установить два орудия на Радиогорке. Обычно принято писать, что оба орудия, были с подорвавшегося на немецкой донной мине эсминца «Быстрый». Но по уточненным данным, это оказалось не так. Одно орудие, судя по номеру, действительно, принадлежало «Быстрому» (баковое орудие №1), а второе орудие оказалось с того же «Совершенного» (орудие №1). Оба орудия были доставлены на барже буксиром «СП-5» от пристани артмастерских, на причал в бухте Матюшенко.

6-го ноября было уже установлено первое орудие на Радиогорке. Со вторым вышла заминка при авианалете был поврежден одни из двух «Сталинцев» тянувших сани. Орудие смогли дотащить на одном тракторе, помогая мускульной силой краснофлотцев и рабочих.

Далее, по плану, эта же бригада должна была менять стволы на 1-й башне 35-й батареи, но судьба распорядилась иначе. Настало 12 ноября. Завод №201 и корабли, стоявшие в ремонте, подверглись полному разгрому со стороны немецкой авиации. К этому времени уже произошли изменения в расстановке кораблей. Эсминец «Беспощадный», которому уже «пришили» носовую оконечность от «Быстрого» стоял у достроечной стенки. Рядом стояли подводные лодки «А-1» и «Д-6». «Совершенный» уже стоял в осушенном доке на кильблоках. Девятка «Не-111Н-6» атаковала завод №201. Почти готовый «Беспощадный» получил бомбу, которая прошила корпус эсминца, и взорвалась на грунте. Команда спасла корабль, и в тот же день он был поставлен в Северный док, откуда вышел несколько дней назад. Получила попадание бомбы и подлодка «Д-6». Больше всего досталось «Совершенному». Одна бомба попала в кожух 4-го котельного отделения, насквозь пробила котел и днище, и взорвалась под килем в районе 122-го шпангоута, сильно разрушив корпус. Вторая бомба разорвалась в 8 м от левого борта, в районе 127-го шпангоута, изрешетив обшивку осколками и вызвав пожар: в топливных цистернах эсминца все еще оставался мазут. Минут чрез пять на эсминце взорвалась мазутная цистерна. Еще одна бомба разбила батопорт дока и туда хлынула вода. Нос корабля всплыл, и с треском начали срезаться заклепки. Корабль переломился в районе 2-го котельного и 1-го машинного отделений, как раз в том месте, где корпус ремонтировали после взрыва мины. Эсминец соскочил с килевой дорожки, и лег на дно затопленного дока с креном 25° на левый борт. К этому времени на борту эсминца оставалось всего одно орудие.

Но главная беда произошла спустя несколько минут. Тройка Ju-87 из группы I/StG 77, ведомая командиром эскадрильи капитаном Ортхофером, двигавшаяся чуть позади, атаковала крейсер «Червона Украина». Именно их бомбы первыми поразили крейсер. Одна бомба прошила корпус и взорвалась на грунте, вторая взорвалась у борта. Третий удар наносился одиннадцатью Ju-88А-4 из эскадры KG 51. Им удалось повторно поразить крейсер. Прямых попаданий не было, но три бомбы разорвались в непосредственной близости от борта.

Крейсер тонул долго, до 3 часов ночи. Команда боролась за живучесть. На корабль прибыла бригада из 15 человек для снятия артиллерии. Из воспоминаний А.А.Алексеева : «Не прошло и часа, как в «зубах» крана оказалась носовая артустановка, ниже ее висели два снятых пулемета». Сняли одну зенитную 100мм «спарку» «Минизини», отдали гайки на баковом 130мм орудии. Но больше ничего снять не удалось: корабль ушел на дно. Пушки поднимали боцманы Суханов и Шевардин, корабельные водолазы старшина 2 статьи Ганзин и краснофлотцы Селезнев и Мешкунов, водолазы с эсминцев Малышев, Кучерицын, Чабан. Снимали орудия все тем же 20-ти тонным плавкраном, грузили на палубу крана и доставляли к стенке артмастерских. Первой, уже 17 ноября 1941г. сняли баковую пушку. Из воспоминаний Алексеева: « Подходим к первому орудию, осматриваем, рабочий Тимофеев открывает замок, из камеры вываливается заряд. Снаряд, заклинившись в нарезах не выпал…». Во время налета немецкой авиации расчет бакового 130мм орудия вел зенитный огонь. Дальше работы велись быстрее: 19-го сняли 4 пушки, 20-го еще две. Дольше всего провозились с последней, восьмой пушкой, зарывшейся в ил, но и она 28 ноября 1941г. была поднята. 29-го водолазы убыли на Кавказ. Установкой 113-й батареи, над Максимовой дачей руководил майор Ротштейн. Руководителем установки 114-й на скатах Сапун-горы и 115-й рядом со станцией Мекензиевы горы, стал сам А.А.Алексеев. 16-ти тонные орудия доставляли точно так же, сначала на барже до холодильника в Южной бухте, а дальше на санях по Лаборатоному шоссе.

Первой из крейсерских батарей, заговорила 114-я, которую возглавил бывший командир 1-го дивизиона «Червонной Украины» ст.л-т П.С.Рабинович. За ней открыла огонь 113-я, правда, всего одним орудием. К этому моменту ее второе орудие еще стояло во дворе артмастерских, с обгоревшей краской, в ожидании ремонта. Не успевали отремонтировать и замок на одном орудии, предназначенном для установки на батарее №115 на Мекензиевых горах. Доставка орудий на эту батарею была весьма сложной: Орудия на плавкране доставляли на Царскую пристань, грузили на платформы, везли на станцию, выгружали, далее тащили тракторами. Задача стояла жестко: к 12 декабря 1941г. батарея должна открыть огонь. 11 декабря батарея была установлена, но, по приказу П.А.Моргунова, отстрел орудий решили не делать, чтобы не выдавать позиции батареи.

116-ю ставили позже всех, в 20-х числах декабря 1941г., поэтому в отражении первого штурма она принять участие не смогла, открыв огонь 2-го января 1942 года. 

Первоначально орудия на всех батареях ставили на деревянные основания, и к концу 2-го штурма почти все они вышли из строя, износ тел некоторых орудий достигал 300%, на 115-й батарее, которая 3 дня находилась практически на передовой, было полностью разбито одно орудие. К 1-му января в строю были только 111-я и 116-я, но и их орудия были изрядно изношены.

Степень износа стволов батарей на конец декабря 1942, подивизионно:

Второй дивизион

- батарея № 112 2х130мм Б-13 износ 127% и 135%, соответственно;

Третий дивизион

- БС 116 (2х130мм, обр. 1913г.) средний износ 55% в строю одно орудие, второе в ремонте.

Четвертый дивизион:

-БС № 111 (2х130мм Б-13) Износ орудий 5% и 52%. Одно орудие в ремонте.

-БС №113 (2х130мм, обр. 1913г.) Износ орудий 70% и 157% Одно орудие небоеспособно

- БС №114 (2х130мм, обр. 1913г.) Данных нет.

-БС №115 (2х130мм, обр. 1913г.) Износ орудий 113% и 157% Оба орудия небоеспособны.

Кроме того, опыт показал, что орудия необходимо переставить на бетонные основания, это позволит значительно повысить точность стрельбы и уменьшит износ механизмов.

В январе, чаще других «зимних» батарей открывали огонь 113-я (одним орудием) и 116-я батареи. Из воспоминаний С. Ф. Спахова, «6 января 1942 года в результате боя одна пушка БС-116 была выведена из строя от прямого попадания снаряда, но личный состав, несмотря на обстрел и бомбежку, своими силами ввел орудие в строй и продолжал артогонь по противнику».

П.А. Моргунов докладывал: «Доношу, что батареи №№ 113, 114, 115, вооруженные орудиями, снятыми с крейсера «Червона Украина», в связи с малой живучестью их стволов в настоящее время в значительной мере изношены, что приводит частью к преждевременному падению снарядов на местности. Запасных тел орудий нет, и в связи с полным износом стволов батареи 114, последнюю пришлось вывести из системы артиллерийской обороны базы, а на батареях 113, 116 осталось по одному орудию годному для стрельбы.

Исходя из изложенного, прошу Ваших указаний ЭПРОНу о дополнительных работах по снятию и подъему казематных орудий с крейсера «Червона Украина», которые по имеющимся сведениям имеют незначительный износ и могут быть использованы для обновления укомплектованных батарей». Заключение ЭПРОН было категоричным: «орудия оставшиеся на крейсере «Червона Украина» снять не представляется никакой возможности. (Можно) Поднять одно орудие в доке с эсминца «Совершенный»».

Казематные орудия с «Червонной Украины» на тот момент поднять не смогли. 25 января капитан 1 ранга Васильев отвечал Моргунову: «на крейсере «Червона Украина» остались только казематные орудия по 130\55 калибру. ЭПРОН не берется снимать без разрушения корпуса-палубы корабля, а это не разрешено Военным Советом Черноморского Флота. Поднято одно орудие с эсминца «Совершенный», сейчас находится в переработке на артремзаводе, и его разрешено использовать в случае обороны ГБ Севастополь».

И, тем не менее, в течение весны стволы заменили. На 115-й батарее одно орудие было полностью заменено, на остальных была произведена замена тел. По состоянию  на 23 марта.береговая артиллерия имела следующий износ:

1-й ОАД

Батарея № 30, в строю 4х305мм орудий, износ-0%

Батарея № 35, в строю 3х305мм орудий, износ-3% на орудии 2-й башни, 30%

2-й ОАД

БК-2, в строю 4 х100мм орудия Б-24БМ, средний износ 32%

БС-12, в строю 3х130мм орудия Б-13, средний износ 30%

БС-14 в строю 3х130мм орудия Б-13, средний износ 20%

БС-705 (112) в строю 2х130мм орудия Б-13, средний износ 24%

БК-8 в строю 4х45мм орудия износ 40%

3-й ОАД

БС-18 в строю 4х152 мм орудия Канэ, средний износ 44%

БС-19 в строю 2х152 мм орудия Канэ, средний износ 24%

БС-705 (116) в строю 2х130мм орудия ОСЗ обр.1913г. , средний износ 65%

БК-15 (она же 7-я ОАБД, она же ПТБ) 8х45мм, износ 34-56%, 1х100мм износ 45%

177-й (4-й) ОАД

БС-702 (113) 2х130мм орудия ОСЗ обр.1913г. одно 113%, второе 173%

БС-703 (114) 2х130мм орудия ОСЗ обр.1913г. оба орудия 23%

БС-704 (115) 2х130мм орудия ОСЗ обр.1913г. одно 115%, второе 173%

БС-704 (115) бис 2х100мм Б-24 одно 205%, второе 0%

Сравнивая данные, мы видим, что появились новые батареи №12 и №14, перестволены орудия на батареях № 112, 114 и 116, два орудия на 2-й батарее, сменились номера батарей. Произошли и другие изменения.

 На послевоенном снимке поднятого со дна моря крейсера «Червона Украина» казематные орудия правого борта отсутствуют. На фото 115-й батареи, сделанном после войны, четко видно, что одно из орудий имеет казематный полукруглый щит. Чуть позже, эта информация подтвердилась и в документах.

Удивительно, но в 1942г. советские водолазы смогли сделать невозможное, с крейсера смогли снять почти все пушки. Более того, потопленный корабль был подготовлен к подъему, и на него даже формировалась команда. По мере того, как тела орудий поднимали со дна моря, их устанавливали на батареях. Последнее тело орудия на батарее № 113 было заменено уже в конце мая. Но к тому времени батарея имела уже другой номер.

История с номерами батарей, так же оказалась не простой. П.А.Моргунов в своей книге «Героический Севастополь» указывает, что номера батарей изменились в феврале 1942г. 111-я батарея стала 701-й, 112-я -702-й, 113-я -703-й и.т.д. но…

Эта нумерация не соответствует нумерации, которую дают некоторые документы. В них нумерация иная. Если верить документам, то 111-я, действительно, стала 701-й, но 702-й стала 113-я. По номерам батарей идет полная «каша», которую усугубляют воспоминания. Появляется мифическая батарея №119, №714 и.т.д. Кто же прав?

Все дело в том, что циркуляром НШ Береговой обороны ГВМБ, после получения соответствующих указаний из ГВМШ была сменена нумерация батарей и дивизионов береговой обороны. Нумерация батарей приведена в соответствие с общесоюзной. По приказу начальника штаба береговой обороны, 4-й дивизион стал 177-м, 111-я батарея стала 701-й, 112-я -702-й, 113-я-703-й и.т.д., т.е. П.А.Моргунов был абсолютно прав.

Но спустя три недели, в марте, на Кавказе, вышел циркуляр НШ ЧФ, в котором нумерация батарей была иной. Батареи нумеровались по дивизионам. В 177-й артдивизион вошли батареи № 701(111), 702(113), 703(114) и 704(115). 116-я, вошедшая в 3-й артдивизион стала 705-й, а 112-я (2-й артдивизион) - 706-й. Из-за этого 116-ю батарею часто путают с 706-й (112-й).

К началу летнего штурма Севастополя "зимние" батареи были полностью переоснащены. В связи с тем, что для оснащения 702 (113) батареи не хватило одного ствола (на "Червоной Украине" было 15 шт. 130мм орудий, восемь установлены в 4 батареях и 7 подняты для замены тел орудий)  одно орудие на этой батарее заменили на 102/60 мм училищное орудие (бывшая матчасть училища ВМУ БО им ЛКСМУ).