Председатель Регионального Совета, Неменко Александр Валериевич, +79788461200, avnemenko@yandex.ru


Батарея №21

   Построенная в 1912 году, она стала одной из первых двух батарей, построенных в составе новой линии укреплений. Для ее размещения была выбрана высота Кая-Баш, что в переводе с тюркского означает "господствующая высота". Название высоты соответствует истине. Этот отрог Сапунгорско-карагачской гряды, является наивысшей точкой побережья до Балаклавской бухты. Батарея по конструкции очень похожа на батарею № 19.

Как и упоминалось ранее, вооружение ее должны были составить четыре уже весьма устаревшие скрепленные до дула 11-дм. (280-мм) пушки образца 1887 г. Бетонный бруствер с подбрустверной галереей вдоль всего фронта батареи. Погреба расположены в треугольных траверсах между орудиями. Подача боеприпасов в дворик, к каждому орудию осуществлялся по монорельсу, через подачные окна. Батарея имела один выдвигающийся прожектор на левом фланге. Расстояние между осями орудий составляло около 32 метров. Перед каждым орудием был устроен вход в подбрустверную галерею в виде коленчатого сквозника.

Судя по остаткам монорельса для перемещения снарядов, слева от орудия размещался снарядный погреб, справа зарядный. Конструкция казематов 1 и 4 орудий отличается от остальных двух. Батарея ассиметрична: на левом фланге батареи находился комплекс вспомогательных помещений (силовая станция, шахта выдвигающегося прожектора, и т.д.), соединенный с остальными помещениями прямой подбрустверной галереей. Галерея имеет ответвление - подземный ход к КП батареи и дальномерному павильону, который находится в 25м перед фронтом батареи. Вход в левый массив, так же, выполнен в виде коленчатого сквозника.

Галерея имеет входы от каждого из орудий и заканчивается разветвлением на правом фланге. Основная галерея идет далее к выходу на правом фланге, выполненному так же в виде коленчатого сквозника.

 

Оба сквозника, на правом и на левом фланге имели укрытия для противоштурмовых пулеметов. В штате береговых батарей числятся пушки обр. 1900года, но габариты этого орудия не позволяют установить его в укрытии сквозника. 

С большой вероятностью укрытия предназначались для размещения пулеметов "Максим" на высоком колесном станке. В российской армии, впрочем, как и во многих других, пулемёт "Максим", отнесли к артиллерийским системам. Его установили на тяжёлый лафет с большими колёсами и большим бронещитом. Вес конструкции получился около 250 кг. Планировалось использовать эту установку для обороны крепостей, где с заранее подготовленных и защищённых позиций сосредоточенным огнем планировалось отражать атаки кавалерии и пехоты противника.

   Позади бетонного массива батареи и орудийных двориков проходила военная улица, за которой был насыпан вал, защищавший батарею от перелетов и от огня с тыла. За валом находилось главное препятствие для попытавшегося овладеть батареей с сухого пути противника — вырубленный в скальном грунте ров шириной около 5 м и глубиной до 3 м.

   Батарея имеет два водоема для воды (один крытый). Вокруг нее в скале был вырублен ров и насыпан вал. По внешнему обводу, как и на 19-й шло проволочное заграждение в два кола в один ряд. Через ров переброшен мост. Ров имеет пандус на правом фланге батареи для вкатки пулеметов, для обстрела рва. Завершенная в 1912 году, батарея обошлась казне в 300 000 руб.

   После революции на батарее разместился командный пункт командира 3-го артдивизиона береговой обороны Военно-морской базы Севастополь. На сентябрь 1925 г. в дивизион входили батареи №7 (бывшая батарея №18 Севастопольской крепости, 2 6-дм. пушки Канэ), №8 (недостроенная башенная 12-дм. батарея №25), №9 (бывшая №20, 4 6-дм. пушки Канэ) и №10 (бывшая №22, 4 6-дм. пушки Канэ).

   Затем, после постройки береговых батарей № 30 и 35 на массиве батареи расположился целеуказательный пост 30 ББ. Во время обороны 1941-42 гг. бетонный массив батареи использовался в качестве командного пункта 3-го артдивизиона береговой оборолны главной базы.. В 1944 году был использован, как один из опорных пунктов обороны немецкими войсками.

После войны, на территории укрепления располагалась в/ч (целеуказательный пост). После войны, в 50-е годы, этот пост обслуживал два башенных дивизиона: 459-й (восстановленная 30-я батарея) и 330-й (объект "Буря", 180-мм башенная батарея в районе мыса Фиолент). В настоящее время батарея разграблена и брошена. Найти ее сложнее, чем остальные батареи Севастополя, но вполне возможно. От дороги на Балаклаву, в районе бывшего Балаклавского КПП (впоследствии шиномонтаж), идет ответвление к с.Флотское(Карань). Дорога идет через село к в гору к КПП брошенной в/ч обойдя КПП через разрушенную ограду и пройдя в/ч можно увидеть капониры для техники, к которым и идет ответвление дороги.

   За брошенными капонирами и находится батарея. Путь второй. От Балаклавы дорога идет в Василеву балку мимо еще одной батареи (№22, она же 19, она же 80).

   Добравшись до Василевой балки и налюбовавшись лунным пейзажем, созданным Балаклавским рудоуправлением, спускаемся вниз, почти к берегу моря, а затем перебравшись через каменный хаос, поднимаемся на высоту, нависающую над оползнем с другой стороны. Эта высота и есть Кая-Баш, на самой вершине которой и располагается батарея. Внимание! Этот маршрут категорически не рекомендуется! Оползень, созданный рудоуправлением может ожить. В 2007 году огромный пласт породы съехал в течении пяти минут в море 150метровым языком, снеся по дороге оборудованный спуск на пляж.